Главная » Заболевания детей



Профилактика заболеваний детей дошкольном учреждении


Профилактика болезней органов пищеварения у детей в детских садах и школах

В истекшем десятилетии отмечается рост числа больных с патологией органов пищеварения среди детского населения, что вызывает необходимость разработки и внедрения в практику детского здравоохранения системы профилактических и реабилитационных мероприятий.
В Горьковском НИИ педиатрии имеется многолетний опыт по созданию и внедрению в практику детского здравоохранения системы первичной и вторичной профилактики болезней органов пищеварения. В организованных коллективах (дошкольных учреждениях, школах) с использованием анкетного скрининг-теста по сумме набранных баллов выделяются дети, имеющие повышенный риск относительно патологии желудочно-кишечного тракта. В таблице-опроснике содержатся 32 признака, касающиеся перинатальных факторов, наличия болезней органов пищеварения у родителей и родственников, дефектов питания, ряда перенесенных и сопутствующих заболеваний ребенка.

Дети, выделенные в группу высокого риска, должны целенаправленно осматриваться врачом дошкольного учреждения, школы, участковым педиатром во время профилактических осмотров в осенне-весенний период. После профосмотра дети из группы высокого риска могут быть распределены на 2 группы: с подозрением на заболевания желудочно-кишечного тракта и угрожаемые по гастроэнтерологическим заболеваниям. Дети первой группы (к ним относятся, как правило, имеющие 3-4 и более неблагоприятных факторов в сочетании с жалобами со стороны органов пищеварения) подлежат обследованию в гастроэнтерологическом кабинете поликлиники. Диагностика гастроэнтерологических заболеваний начинается с выявления клинических симптомов. Если требуются дополнительные исследования, ребенка направляют в специализированные отделения стационара для проведения инструментальных и других исследований (фракционное желудочное и дуоденальное зондирование, эндоскопия, прицельная аспирационная биопсия слизистой, рентгенологические исследования в условиях гипотонии, рН-метрия, электрогастрография, иммунологическое, биохимическое исследования и др.). Этим детям проводятся лечебные и оздоровительные мероприятия с учетом выявленной патологии.

Угрожаемые по гастроэнтерологическим заболеваниям (т. е. дети, имеющие факторы, способствующие возникновению болезни, но не имеющие жалоб). Эта группа детей нуждается в динамическом медицинском наблюдении и проведении целенаправленных оздоровительных мероприятий. Т. е. распределение на группы дает возможность дифференцированно подходить к организации лечебно-оздоровительных мероприятий в условиях поликлиники, дошкольного учреждения, школы.

Наиболее эффективен в борьбе с болезнями органов пищеварения путь профилактики, который предусматривает активное устранение или ослабление действующих на ребенка неблагоприятных факторов. Эта работа может проводиться в дошкольных детских учреждениях, школах, на базе городского лагеря в летний период.

Важное место в профилактике отводится семье. С родителями проводится цикл занятий по организации режима дня, питания, закаливания и профилактики острых желудочно-кишечных инфекций.

Перед началом оздоровительных мероприятий для группы детей высокого риска в дошкольном учреждении и школе необходимо провести следующую организационную работу:

1. Медицинский персонал дошкольного учреждения, школы, учителя, воспитатели знакомятся с предстоящими лечебно-оздоровительными мероприятиями.

2. Преподаватель физкультуры проходит подготовку по вопросам организации занятий с детьми группы высокого риска.

3. Поварами дошкольных учреждений, школ отрабатываются вопросы технологии приготовления щадящего питания.

4. Организуются родительские собрания и индивидуальные беседы по вопросам профилактики заболеваний органов пищеварения у детей.

Дети группы высокого риска ежегодно осматриваются педиатром-гастроэнтерологом, стоматологом; отолярингологом, невропатологом, повторно определяется группа риска и назначается дифференцированный комплекс оздоровительных мероприятий. Комплекс оздоровительных мероприятий предусматривает диетическое и щадящее питание на протяжении всего учебного года в школе и дома, а для детей дошкольного возраста в яслях-садах, с включением в рацион кисломолочных продуктов, обогащенных естественными защитными факторами; рациональный режим дня, соответствующий возрасту ребенка; лечебно-физкультурный комплекс, применяемый при функциональных нарушениях органов пищеварения; санацию хронических очагов инфекции в носоглоточной области (консервативное и оперативное лечение тонзиллита. аденоидов. гайморита ); санацию полости рта; общеукрепляющую и гипосенсибилизирующую терапию; лечение невротических и аллергических состояний.

Кроме вышеуказанных мероприятий для этого контингента детей в летний период времени организуются санаторные смены: на базе городского лагеря для детей школьного возраста, на базе санаторного отделения стационара для детей дошкольного возраста.

Результаты проведенных исследований показали, что проведение мероприятий по первичной профилактике в группе детей высокого риска позволили снизить удельный вес этой группы в детском населении на 49,7%.

Медицинская помощь детям с болезнями органов пищеварения включает длительное активное наблюдение в условиях поликлиники с проведением противорецидивного лечения в организованных коллективах. Важным моментом является разработка плана лечебно-оздоровительных мероприятий на год, который должен предусматривать преемственность в работе и единство лечебной тактики участкового педиатра, врача дошкольного учреждения, школы.

В медицинском кабинете дошкольного учреждения, школы дети с хроническими заболеваниями системы пищеварения должны стоять на диспансерном учете по форме 30. Для больных детей следует организовать круглогодичное диетическое или щадящее питание. Два раза в год в осенне-весенний период в зависимости от группы диспансерного учета проводится противорецидивное лечение, включающее прием минеральной воды, желчегонных средств, антацидных или заместительных средств, стимулирующую, гипосенсибилизирующую терапию, поливитамины, физиопроцедуры. Длительность противорецидивного лечения составляет 3-4 недели, прием лекарств осуществляется 3 раза в день. Перед началом лечения проводятся беседы с родителями с целью скоординировать тактику лечения больных детей в дошкольном учреждении, школе и дома.

Организация противорецидивного лечения позволяет провести курс лечения под постоянным контролем медицинских работников.

Наш опыт работы показал, что осуществление мероприятий по вторичной профилактике позволил за 3 года снизить число случаев обострений хронических заболеваний органов пищеварения в 3 раза.

Еще по теме:

Предупредить заболевание, легче, чем его лечить!

К простудным заболеваниям, в первую очередь, относится большая группа острых респираторно-вирусных инфекций, которые преимущественно поражают различные отделы дыхательной системы ребенка.

Наиболее ярким представителем этой группы заболеваний является грипп. Вторая группа болезней, входящих в понятие простудные заболевания – это насморки, ангины, гаймориты, синуситы, отиты различного происхождения

Основной путь заражения этими видами заболеваний – воздушно-капельный. Микробы и вирусы проникают в организм ребенка вместе с воздухом через рот и носоглотку от больного человека. Возможен и бытовой путь передачи, а именно заражение через предметы обихода, игрушки.

Спровоцировать респираторное заболевание могут такие факторы, как недостаточное пребывание ребёнка на свежем воздухе, нерациональное питание, постоянное укутывание ребенка и отсутствие закаливания, переохлаждение, дефекты иммунной (защитной) системы организма, плохой уход и ряд других факторов.

По нашему мнению предупредить заболевание, легче, чем его лечить!

В нашем ДОУ мы используем следующие профилактические мероприятия.

1. Организация правильного питания детей

Незаменимой профилактикой простудных заболеваний является полноценный и разнообразный рацион малыша. В нашем дошкольном учреждении мы ежедневно проводим С-витаминизацию третьего обеденного блюда, а также используем йодированную соль для приготовления горячих блюд.

К укрепляющим веществам относятся витамин С (цитрусовые, капуста, шиповник), витамин А (морковь, сладкий перец, любая зелень), цинк (все зеленые овощи, яйца, молочные продукты), магний и селен (любые крупы).

Существуют и аптечные адаптогены — вещества, повышающие иммунитет. Это могут быть растения (женьшень, элеутерококк, лимонник китайский) и препараты животного происхождения (мумие, прополис). Однако, излишняя самостоятельность при выборе таких препаратов, даже состоящих из натуральных компонентов, крайне нежелательна. Специалисты предупреждают, что у таких средств достаточно много противопоказаний, они могут спровоцировать аллергическую реакцию, поэтому сроки и дозировки их приема может назначить только врач.

2. Активный образ жизни и закаливание ребенка

На первом месте профилактических мероприятий простудных заболеваний стоит закаливание. Именно закаливание нормализует функции дыхательной системы человека в условиях воздействия на организм режима низких температур. Это уменьшает риск заражения вирусными инфекциями.

Приучать человека к закаливанию нужно с самого детства. Мы пользуемся Рижским методом закаливания.

Физическая активность детей также является профилактикой простудных заболеваний. Ходьба, бег обеспечивает бесперебойное функционирование системы кровеносных сосудов, развитые легкие и бронхи, выносливое сердце. Особенно полезен бег на свежем воздухе.

Плавание – это универсальное закаливание для всех. Оно не только прекрасно закаливает и повышает иммунитет, для растущего организма оно является практически незаменимым, так как развивает мышцы, способствует росту и нормализует состояние вегето-сосудистой системы ребенка, которая в период активного роста выдерживает высокие нагрузки. Кроме того, для школьников посещение бассейна становится универсальным средством расслабления всех мышц и успокоения нервов.

Все эти виды профилактики заболеваемости мы используем в детском саду в течении года.

Одежда по сезону

Одежда детей должна быть по сезону, не теплее и не легче необходимого. Основное требование: чтобы не было переохлаждения, ноги были сухими и теплыми. В зимний период родителям необходимо принести в детский сад запасную одежду, так как режиме детского сада запланированы ежедневные утренние и вечерние прогулки.

Своевременная изоляция больных острыми вирусными и бактериальными инфекциями

При выявлении первых признаков заболевания ребёнка необходимо изолировать.

Специфическая профилактика заболеваний

Для профилактики гриппа проводится ежегодная вакцинация.

Повышение защитных сил организма в осенне-зимний период

Прием противовирусных препаратов в сезон повышенной заболеваемости альгирем, анаферон, арбидол, ремантадин и др. а также использование трав (фитотерапия), гомеопатических средств профилактики и мёда (при отсутствии аллергических реакций на введение этих средств).

Роль медицинской сестры дошкольного учреждения в профилактике заболеваний у дошкольников

Актуальность работы. В последнее десятилетие в нашей стране наблюдаются негативные тенденции в динамике показателей состояния здоровья детей дошкольного возраста. Организация жизнедеятельности детей в дошкольном образовательном учреждении предусматривает не только реализацию всех разделов педагогической работы - обучение, организацию отдыха, самостоятельные и коллективные игры, разные формы двигательной деятельности детей, - но и осуществление в тесном контакте воспитателя с медицинским персоналом целенаправленной деятельности, обеспечивающей условия для формирования здоровья дошкольников. Важно, чтобы за период пребывания в дошкольном учреждении ребенок окреп, вырос, успешно овладел разнообразными навыками, умениями, знаниями и способностью к восприятию и обучению.

Современный детский сад существенно изменился. Появились новые проекты зданий, изменилась их внутренняя планировка. Многие здания дошкольных учреждений строятся с бассейнами, с двумя залами - для музыкальных и для гимнастических занятий; увеличилась площадь помещений игровых и спальных комнат. Произошли изменения и в содержании работы дошкольных учреждений: в них появились специалисты по разным дисциплинам - инструктор по плаванию, воспитатель по физической культуре, педагоги, занимающиеся с детьми дополнительно изодеятельностью, иностранным языком, танцами и др. Больше внимания со стороны коллектива педагогов и медицинских работников стало уделяться организации двигательной активности детей, укреплению их здоровья, в частности, с использованием современных медицинских комплексов оборудования; а также формированию навыков самостоятельности, развитию личностных качеств и высших психических функций, обеспечивающих продуктивную деятельность детей, успешность в обучении и развитии способностей.

Для эффективного решения многообразных задач программы воспитания, прежде всего, необходима повседневная забота всего коллектива сотрудников дошкольного учреждения о здоровье, физическом и психическом благополучии ребенка. Современные дошкольные учреждения отличаются определенным разнообразием условий пребывания детей, уровнем и содержанием воспитательно-образовательного процесса, графиком работы (дневное пребывание детей, кратковременное, круглосуточное и др.). Кроме того, дошкольные учреждения используют различные программы воспитания и обучения детей, разработанные в последние годы. Анализ содержания некоторых программ показал, что чаще всего они различаются между собой формой организации обучения детей, условиями, обеспечивающими их двигательную активность, видами реализуемых оздоровительно-закаливающих мероприятий.

С этой точки зрения сестринское дело в детском дошкольном учреждении как часть системы здравоохранения, является наукой и искусством, направленными на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в меняющихся условиях окружающей среды. Целью сестринского дела является осуществление сестринского процесса. Медицинская сестра стремится выполнять свою работу профессионально, уважая и охраняя свободу и достоинство пациента, и помогая улучшать его отношения с обществом.[7, с. 16]

Реализация принципов философии сестринского дела зависит от взаимодействия сестры и общества. Эти принципы предусматривают ответственность сестры перед обществом и ответственность общества перед сестрой. Общество признает важную роль сестринского дела в системе здравоохранения, регламентирует и поощряет его посредством издания законодательных актов.

Научные аспекты сестринского дела сосредоточены на развитии и расширении знаний по уходу, как за здоровыми, так и за больными людьми. В процессе исследований необходимо определить основополагающие механизмы, обеспечивающие оптимальное функционирование организма, несмотря на воздействие отрицательных факторов.

Решение этой задачи, а также других практических вопросов сестринского процесса требует от медицинской сестры особых профессиональных, духовных и психологических качеств.

Современная модель сестринского дела - это наука и практика, направленные на улучшение состояния здоровья каждого пациента, это забота о другом ради его блага. Медицинская сестра - это личность, разделяющая философию сестринского дела, профессионально и творчески осуществляющая сестринскую практику. Сестринский уход - работа, выполняемая медицинской сестрой в соответствии с ее функциональными обязанностями. Эти функциональные обязанности можно охарактеризовать как поддержание и укрепление состояния здоровья, уход за больными и оказание реабилитационной помощи.

Цель работы: изучение медицинской литературы, раскрывающей и описывающей сущность роли медицинской сестры детского дошкольного учреждения в профилактике заболеваний у дошкольников. Представление изученной темы в обзоре современной литературы и практическом исследовании.

Задачами данной работы будут являться:

Изучение понятия и сущности роли медицинской сестры детского дошкольного учреждения в профилактике заболеваний у дошкольников;

Практическое исследование роли медицинской сестры в профилактике заболеваний у дошкольников;

Провести анализ полученных результатов, на основе которых сделать выводы работы.

Предмет исследования. Мероприятия по профилактике заболеваний у дошкольников. Объект исследования. Роль медицинской сестры в профилактике заболеваний у дошкольников

Источники: http://www.blackpantera.ru/useful/health/sickness/35220/, http://madou1.ru/eto-interesno/medic/189-profilaktika-zabolevaniya, http://www.medsecurity.ru/gow-253.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Антибиотики гриппе детям года

Можно ли пить антибиотики при гриппе? На вопрос далее...

Менингит у грудных детей

Менингит Менингит – острое инфекционное заболевание, при котором далее...

Ребенку сделали прививку поднялась температура

Температура после прививки манту -что делать? Температура далее...

Популярные статьи

Интересно

Нужно сдавать анализы беременности

Какие анализы нужно сдавать в начале беременности? Любая беременная женщина должна в самом начале беременности сдать все необходимые...


Видео про глистов у детей

Вся правда о глистах у детей - Видео Описание: Тема данного выпуска программы довольно неприятная, но от того не менее актуальная. В этот раз...


Расстройство кишечника симптомы у ребенка

Расстройство кишечника у ребенка – причины, симптомы, методы лечения и профилактики Болезни собственного малыша родители всегда воспринимают как трагедию,...