Главная » Заболевания детей



Неврологические заболевания у детей список


Неврологические нарушения у детей

Человечество открыло микробы и лечит инфекции антибиотиками. Врачи имплантируют почки и оживляют искусственное сердце. Мы почти победили рак. А жить в мире с собственными нервами еще только учимся.
Статистика неумолима: неврологические заболевания у детей не только не сдают своих позиций перед лицом современной медицины, но и еще более агрессивно атакуют население земного шара. Особенно самых беззащитных ее жителей — детей.

Эпилепсия, детский церебральный паралич, тики, синкопе, внутричерепная гипертензия, неврозы, невротические расстройства сна, энурез и заикание, головные боли, синдром дефицита внимания, задержка психоречевого развития.

Это далеко не полный список неврологических нарушений, наблюдаемых у наших чад. Кто виноват и что делать?

Причины неврологических нарушений у детей

Еще в 70-х Элвин Тоффлер, знаменитый футуролог, автор теории шока будущего, предупреждал человечество о пагубной интенсификации жизни цивилизации. Мода, взгляды, политические и социальные нормы сменяются быстрее, чем поколения. Объем накопленных обществом знаний не в силах усвоить среднестатистический человек. Информация устаревает, не успев распространиться. Мы бежим, мчимся, спешим. И все равно опаздываем жить.

Пусть это немного философская, но вместе с тем одна из самых главных причин пандемии психоневрологических нарушений. Да, в их развитии немаловажную роль играют наследственная предрасположенность, нарушения внутриутробного развития, родовые травмы и последующие ранения, другие системные заболевания.

Но большинство причин, таких как хронические стрессы, психологические травмы, некомфортные агрессивные условия нахождения, нарушения режима сна и бодрствования, излишние умственные и физические нагрузки на организм ребенка, всего лишь следственные отголоски главной проблемы цивилизации — дети не успевают адаптироваться к условиям жизни. Они еще не научились справляться со своими эмоциями, им трудно переживать обуревающие их чувства, их незрелая нервная система не успевает компенсировать стресс. В результате — неврологический срыв.

Основные неврологические заболевания у детей

Одно из самых распространенных проявлений неврологических нарушений — многочисленные неврозы. Причем детских, пожалуй, даже больше, чем взрослых. Например, невроз страха — когда ребенок боится темноты, высоты, одиночества, закрытой двери. Никакие окрики и внушения здесь не помогут. Необходимо восстановление доверия к родителям, их внимание и забота, время, а также профессиональная помощь специалистов.

Невротический энурез — недержание мочи у детей, уже способных себя контролировать. У детей 5 лет наблюдается в 10% случаев, к 10 годам — у 5%. Чаще встречается у мальчиков, преимущественно выражается в ночном ослаблении контроля. Специалисты отмечают частоту проявления подобного синдрома на фоне стрессов, семейных ссор и частого наказания ребенка.

Невротическое заикание — нарушение ритма речи с непроизвольными остановками в момент высказывания или вынужденными повторениями отдельных звуков и слогов. Также чаще встречается у мальчиков. Среди причин нередко можно проследить сильную психологическую травму, испуг, потрясение — то, с чем ребенок не смог справиться адекватно, и что нашло выход в нарушении иннервации речевого процесса.

Неврологические расстройства сна чаще всего проявляются трудностями с засыпанием. Причины — переутомление в школе, на развивающих занятиях, постоянный стресс, избыточная неусваиваемая информация. Сон у детей, страдающих расстройствами этого состояния, поверхностный, неспокойный.
Он не приносит отдохновения, дети просыпаются вялыми, невыспавшимися.

Тики — молниеносные сокращения мышц, чаще всего затрагивающие мускулы лица и конечностей. Они могут быть моторными (моргание, пожимание плечами, подергивание щеки), ритуальными (повтор определенной последовательности действий), вокальными (с воспроизведением звуков — покашливание, хмыкание) и генерализованными — объединяющими все перечисленное. Проявляются и достигают пика в момент напряжения, например, учебы. Факторами, провоцирующими их, являются стрессы, гиперопека и ее противоположность — дефицит общения и внимания.

Синдром дефицита внимания — повышенная, не соответствующая возрасту степень невнимательности и импульсивности, как правило, с явлениями гиперактивности. Синдром сопровождают эмоциональная лабильность, негативизм, тревожность, агрессивность. Наблюдается в течение всего школьного периода, а суетливость и трудность сосредоточения вполне могут сохраниться и во взрослой жизни.

Начать с себя

Можно ли победить неврологическую проблему? В тандеме с ребенком, под руководством хороших специалистов, неврологов, психотерапевтов и психологов — да.
Главное — начать с себя. Все ли вы делаете правильно в ваших отношениях с ребенком? Научились ли жить с маленькой личностью в мире и согласии или подминаете под себя, используя давление родительского авторитета?

Проанализируйте вашу семейную обстановку, взрослые проблемы, в которые вы волей-неволей вовлекаете ребенка. Ваша задача создать спокойный, благоприятный психологический климат, который поможет чувствовать ребенку себя комфортно, открыться душой.
«Наведите мосты» с ребенком.

Общий язык — залог доверия ребенка, его поддержка и уверенность в собственных силах справиться с проблемой.
Будьте терпеливы и снисходительны. Не акцентируйте внимание ребенка на проблеме, не ругайте по пустякам, не кричите, воспитывайте спокойно и адекватно находите способ указать на оплошности и недостатки.

Продумайте режим жизни ребенка. Равномерно ли распределены нагрузки в течение дня? Не перегружен ли малыш кружками и дополнительными занятиями? Радует ли его то, чем он занимается? Лучше отказаться от лишнего кружка, чем воспитывать в ребенке комплексующую неврологическими проблемами личность.

Рассуждать о происхождении неврологических нарушений можно бесконечно долго. Главное в этой ситуации не искать виновных, а пытаться найти выход. Реально мы не в состоянии изменить объем школьной программы или политику телепередач центрального телевидения. Но нам вполне по силам снизить планку завышенных требований к учебе ребенка или взять под контроль количество и качество информации, льющейся на психически неподготовленную личность из Интернета и экранов ТВ.
И начать беречь ребенка не завтра, а сегодня, сейчас.

Хотите получать новые интересные статьи каждую неделю?

Неврологические болезни

Неврологические болезни – это обширная совокупность симптомов, синдромов и отдельных заболеваний нервной системы. Условно их список можно разделить на две большие группы. Первый перечень включает те, которые поражают центральную нервную систему, а именно головной и спинной мозг, проходящий через канал позвоночника. Второй – болезни периферической нервной системы, т.е. отдельных нервных окончаний и сплетений.

Также все расстройства неврологического характера можно разделить на детские и взрослые, либо на врожденные и приобретенные. Более подробно виды, их диагностика, симптомы, методы лечения и профилактики будут описаны ниже. Отдельное место в перечне занимают заболевания в зависимости от причины возникновения.

Кроме наследственности, которая традиционно выступает ведущей причиной большинства неврологических болезней, главная роль отводится травмам и инфекциям, поражающим как центральную, так и периферическую нервную систему. А также нарушениям обмена на биохимическом уровне и, в частности, длительному употреблению определенных веществ – лекарственных средств, алкоголя и т.д.

Наиболее распространенные неврологические болезни

Когда речь идет о каком-либо списке данных заболеваний, будь это детские или взрослые формы, возникает ряд трудностей. С одной стороны, в виду особенностей, некоторые из них имеют такие признаки и симптомы, которыми традиционно занимаются другие отрасли медицины. Например, небольшой список болезней позвоночника относится к неврологии вместо хирургии.

С другой стороны, существуют определенные трудности в их делении на именно неврологические и психические, поскольку некоторые виды, хотя и имеют непосредственное отношение к нервной системе, все же входят в сферу компетенции психиатрии, а не неврологии. Тем не менее, определенный список все же можно выделить:

  • Инфекционные – менингит (бактериальный, паразитарный, вирусный), туберкулез головного мозга, абсцесс головного мозга и др.;
  • Требующие неотложной помощи – кома, эпилептический припадок, инсульт, резкое ухудшение зрения вплоть до полной потери;
  • Опухолевые – различные новообразования из нервной ткани (невринома, глиома, и др.); опухоли центральной нервной системы независимо от строения условно считаются злокачественными;
  • Болезни периферической нервной системы – невралгии, невриты (в том числе радикулит), параличи, невропатии;
  • Наиболее распространенные заболевания и симптомы – головная боль, мигрень, головокружение, бессонница, рассеянный склероз, болезнь Паркинсона, болезнь Альцгеймера, миастения, а также детский церебральный паралич и некоторые другие.

Особенности неврологических болезней

Среди всех многочисленных особенностей неврологических болезней отдельного внимания заслуживают несколько основных. Во-первых, как уже упоминалось, эти заболевания имеют самые разнообразные причины. Из этого следует вторая особенность – большое количество признаков и симптомов, характерных для ряда других болезней.

То же самое лежит и в основе третей особенности, которая подразумевает диагностику и лечение неврологических болезней специалистами других отраслей медицины. В-четвертых, это преимущественно хронический и постоянно прогрессирующий характер течения. В особенности это касается наследственных заболеваний, таких как болезнь Альцгеймера, или дистрофических (рассеянный склероз).

Наконец, наиболее значимая особенность – трудности полного излечения, а порой и полная невозможность, например, в случае детского церебрального паралича. Также трудно поддаются лечению дистрофические формы, в результате которых нарушается структура нервной ткани. А эта ткань, как известно, не подлежит полноценной регенерации.

Разделы неврологии

Неврология включает множество разделов в виду особенностей причин, неврологических признаков и лечения входящих в сферу ее компетенции заболеваний. Различают следующие разделы:

  • Фундаментальные, или базовые – нейроанатомия и нейрогистология (строение), нейрофизиология и нейрохимия (функционирование);
  • Нейроэндокринология – в частности, изучает эндокринные железы, расположенные в головном мозге;
  • Ото- и офтальмоневрология – специализируется на патологиях периферической нервной системы, а именно анализаторов;
  • Нейрофармакология и нейрохирургия постоянно разрабатывают и внедряют более эффективные методы лечения и профилактики неврологических болезней;
  • Нейроинфектология и нейроонкология соответственно изучают инфекционные и опухолевые заболевания центральной и периферической нервной системы;
  • Нейрогенетика – наиболее перспективная и значимая в плане профилактики отрасль неврологии и др.

Неврологические болезни у детей

Ежедневно ребенок осуществляет взаимодействие с окружающей средой, то есть растет и развивается, что обязательно контролируется нервной системой. Это объясняет важность отведенной ей в детском организме роли. Мельчайшее нарушение в работе НС может обернуться неприятными заболеваниями неврологического характера, которые в детском возрасте являются весьма распространенными. Отсутствие представления родителей о симптоматике таких нарушений способствует несвоевременному обращению к специалисту и отложенному началу терапии, что недопустимо.

Неврологические заболевания признаны патологией, при которой происходит нарушение в работе центральной и периферической нервных систем.

Когда можно заметить нарушения?

Появление первых признаков одного из неврологических недугов может быть отмечено еще в раннем младенчестве. Регулярный плач грудничка должен стать первым сигналом для родителей, побуждающим безотлагательно посетить специалиста. Вместо этого большинство мам и пап предпочитают списывать такое поведение малыша на банальную капризность. А ведь все мы знаем, что груднички могут плакать по нескольким причинам: при неправильном уходе и недомогании.

Когда ребенок становится старше, истерики могут быть привычной реакцией на сложные ситуации и встречающиеся на пути трудности. Родители снова пытаются отгородиться от проблемы, пеняя на несносный характер чада. К врачу, разумеется, в таких случаях не обращаются. На самом деле ошибочно списывать всевозможные нарушения в поведении ребенка любого возраста на особенности характера. Чаще проблема заключается в чем-то более сложном, к примеру, неврозе, выявить который способен только квалифицированный специалист.

К каким последствиям может привести промедление?

НС сравнима с часовым механизмом: стоит мелкой детали выйти из строя, и полноценная работа окажется нарушена. Если у ребенка наблюдается проблема неврологического характера, да еще и в запущенном виде, вскоре могут проявиться осложнения. Самое оптимистическое из их числа ̶ нарушение в работе психомоторного аппарата. Если продолжать бездействовать, ребенок может стать гиперактивным и примерить на себя синдром дефицита внимания, а то и вовсе стать заложником нервного тика. Поведение ребенка при этом становится действительно сложным, в некоторых случаях даже неадекватным.

Причины развития патологии

Предугадать, каким образом откликнется НС на негативное внешнее воздействие не в силах даже опытные медики. К возможным причинам нарушения нормального психоэмоционального состояния ребенка относят:

наследственный фактор; опухоли головного мозга; болезни внутренних органов хронического характера; низкий иммунитет; черепно-мозговые травмы; инфекции; реакцию на прием лекарственных препаратов.

Это не полный список. По некоторым данным, на состояние нервной системы могут повлиять даже экологическая обстановка и половая принадлежность.

Группа риска

Медики выделяют группу детей, которые более остальных подвержены неврологическим расстройствам. В первую очередь это дети со слишком низкой или, напротив, завышенной самооценкой. Даже в самом раннем возрасте им сложно нормально развиваться в социуме, отчего проявляется замкнутость. Также в эту группу относят детей с признаками индивидуализма, тревожных и обидчивых. Нередко болезни неврологического характера настигают детей с повышенной степенью внушаемости и слишком робких .

Нежеланных детей тоже можно отнести к группе риска.

Неврологические заболевания у детей: симптомы

Распознать проблемы в работе НС ребенка порой сложно даже опытному специалисту при клиническом осмотре. Далеким от медицины родителям такое дело покажется и вовсе не выполнимым. А вот наблюдать за поведением ребенка с первых же дней его жизни ̶ их прямая обязанность.

Грудные дети обязательно должны проходит осмотры у невролога, что позволяет выявить заболевание на ранней стадии и как можно раньше приступить к его лечению. Пропускать назначенный к доктору визит недопустимо!

К числу явных проявлений нервного расстройства относят:

  • нервный тик;
  • навязчивые состояния;
  • страхи;
  • нарушение речи;
  • плаксивость и истерики;
  • снижение аппетита или полный отказ от пищи;
  • заикание;
  • энурез;
  • бессонницу;
  • ипохондрии;
  • обмороки;
  • нарушение координации движений;
  • покалывание в разных частях тела.

Родителям следует обратить внимание на состояние ребенка, если он постоянно или с заметной регулярностью жалуется на головокружение, шум в ушах и проблемы с глотанием. Насторожить должна и повышенная утомляемость без видимых на то причин.

Заметив один, а в особенности несколько признаков у своего ребенка, родителям следует незамедлительно отправиться на прием к детскому неврологу. Консультация специалиста рекомендована еще и потому, что нередко представленные симптомы указывают вовсе не на неврологические проблемы, а заболевания пищеварительного тракта, вирусную инфекцию или проблемы с эндокринной системой. Это объясняется неразрывной связью нервной системы со всем организмом.

Немного о головной боли

Хроническое недомогание, как принято называть головную боль, по распространенности среди детей занимает одно из лидирующих мест. Во многих случаях ее считают симптомом, указывающим на ряд заболеваний ̶ от банальных офтальмологических до опухоли мозга. Наличие головной боли постоянного характера ̶ тревожный сигнал, который может свидетельствовать о больших проблемах и развивающихся у ребенка неврологических отклонениях. Если боли свойственно постепенное усиление, локализация с обеих сторон головы и тупой характер, при этом у ребенка нарушаются аппетит и сон, не стоит откладывать осмотр!

Чтобы лечение неврологических заболеваний происходило более эффективно, родителям следует вовремя обращаться за помощью. Но прежде нужно помнить о постоянном контроле за поведением и самочувствием ребенка, которые являются главным показателем его состояния.

Источники: http://forsmallbaby.ru/nevrologicheskie-narusheniya-u-detej/, http://www.grippa-net.net/bolezni/nevrologicheskie-bolezni, http://lechenierebenka.ru/vospitanie-rebenka/nevrologicheskie-bolezni-u-detei.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Можно ли кормить ребенка улице

Евгений Комаровский: «Иногда перед сном ребенка полезно сытно далее...

Почему новорожденный постоянно ест

Почему новорожденный ребенок не ест совсем или далее...

Хип смесь для детей

Hip-hop – это смесь далее...

Популярные статьи

Интересно

Годовалый ребенок упал и ударился затылком

Что делать, если ребенок упал и ударился головой Наверное, нет такого ребенка, который бы не падал в детстве. Особенно остро проблема стоит у грудных детей, которые...


Кормление новорожденных детей козьим молоком

Козье молоко для новорожденных Порой, мама не может обеспечить ребенку грудное вскармливание. В этом случае, она прибегает к искусственным молочным...


Можно ли имбирь ребенку 2 лет

Можно ли имбирь детям до года: что думают специалисты Здравствуйте, дорогие мои читательницы и читатели! Знаете ли вы о пользе имбиря? Употребляете ли вы...